Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, в современном обществе сложилось устойчивое мнение, что жизнь пожилого человека сопровождается одиночеством, тяжелыми болезнями, старческим бессилием.
Такой взгляд на проблему возраста не что иное, как стереотип и глубокое заблуждение, поскольку наша жизнь, успешность, здоровье во многом зависят от нас самих. Отсутствие должного внимания к своему состоянию, как правило, приводит к различным заболеваниям и эмоциональным расстройствам, с которыми пожилым людям сложно справиться.
Поэтому необходимо подробно изучать психологические проблемы пожилых людей для того, чтобы своевременно оказать им коррекционную помощь и проводить профилактику негативных психологических состояний, которые могут оказать отрицательное влияние на их здоровье и качество жизни.
Степень изученности проблемы. Психологические проблемы пожилых людей достаточно широко рассмотрены как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Однако исследователи не пришли к единому мнению относительно наиболее эффективных методов и форм коррекции этих проблем, которые необходимы для повышения качества жизни и улучшения здоровья пожилых людей.
Цель исследования – проанализировать взаимосвязь самооценки, тревожности и субъективного состояния здоровья пожилых людей.
Объект исследования – люди пожилого возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки, тревожности и субъективного состояния здоровья пожилых людей.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности пожилых людей.
2. Охарактеризовать самооценку как психологический феномен пожилых людей.
3. Определить особенности тревожности личности пожилых людей.
4. Проанализировать специфику субъективного состояния здоровья у пожилых людей.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проанализирован ряд авторитетных источников, посвященных различным психологическим проблемам, которые возникают в пожилом возрасте. Теоретическое рассмотрение проблем самооценки, тревожности и субъективного состояния здоровья у пожилых людей может быть полезно для продолжения научных исследований в данном направлении.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, выводов и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ, ТРЕВОЖНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.2. Самооценка как психологический феномен пожилых людей
Самооценке как личностному образованию отводится роль в общем центральном контексте формирования личности – ее возможностей, направленности, активности, социальной значимости. Самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания .
Самооценка связана с оценочными функциями самосознания, включающими в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающее специфику его понимания себя. Кроме того, самооценка во многом определяет поведение человека в обществе .
Анализ самооценки имеет большое практическое значение. Знание истинной самооценки не только помогает понять причины и истины успеха или неуспеха человека, но и является основой коррекционной работы по формированию адекватной самооценки. Изучение самооценки позволяет понять особенности личности, поведения и деятельности, а также качественное своеобразие внутреннего мира .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Ю.С., Харитонов, И.Т., Филимонова, Е.С. Особенности самооценки пожилых людей: факторы формирования и методы коррекции / Ю.С. Александрова, И.Т. Харитонов, Е.С. Филимонова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследований пожилого возраста». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. – С. 144–150.
2. Бороздина, А.Я., Китайгородская, М.И., Давыдова, Е.Н. Страхи и фобии пожилых людей: методы диагностики и коррекции / А.Я. Бороздина, М.И. Китайгородская, Е.Н. Давыдова. – Ярославль: Перекресток, 2019. – 168 с.
3. Гаврилова, А.Я. Диагностика тревожности у пожилых людей / А.Я. Гаврилова // Психологический вестник. – 2018. – № 7. – С. 54–60.
4. Головченко, А.П., Радомская, Н.В., Демидова, С.С. Пожилой возраст как проблемная среда психологической коррекции / А.П. Головченко, Н.В. Радомская, С.С. Демидова // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 14. Психология. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2019. – С. 60–72.
5. Заврагина, О.М., Яковлева, Н.Г., Чистякова, В.В. Психологические факторы формирования самооценки человека / О.М. Заврагина, Н.Г. Яковлева, В.В. Чистякова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 99–124.
6. Кузнецова, А.Я., Шиловская, О.М., Ваганова, И.И. Принципы исследования самооценки в российской психологической науке: теоретические и практические аспекты организации исследования / А.Я. Кузнецова, О.М. Шиловская, И.И. Ваганова // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 6. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2019. – С. 58–70.
7. Кумарина, А.В., Ладченко, С.И., Хрисанфова, Е.Е. Методология исследования субъективного здоровья человека: организация научных исследований / А.В. Кумарина, С.И. Ладченко, Е.Е. Хрисанфова // Материалы международной научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современного общества: российский и зарубежный опыт». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 30–40.
8. Лебедева, А.А., Костенко, В.Ю. Субъективное здоровье в поле проблем психологии и психиатрии / А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко // Неврологический вестник. – 2019. – Т. LI. № 4. – С. 98–101.
9. Садырина, Е.Н., Никитина, О.В., Войтецкая, Я.С. Особенности проявления тревожных состояний в пожилом возрасте: методологические основы исследования / Е.Н. Садырина, О.В. Никитина, Я.С. Войтецкая // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 3. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2021. – С. 60–72.
10. Селиверстова, Л.М., Николаева, О.С., Дмитриева, А.П. Принципы изучения взаимосвязи возраста и самооценки человека в современном обществе / Л.М. Селиверстова, О.С. Николаева, А.П. Дмитриева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2021. – № 7. – С. 95–103.
11. Христосова, А.П. Пожилой возраст / А.П. Христосова. – М.: Приоритет, 2019. – 388 с.
12. Чередниченко, И.С., Хваль, П.А., Дорошева, И.М. Показатели здоровья лиц пожилого возраста: объективные и субъективные факторы оценки состояния здоровья, медицинские и психологические аспекты / И.С. Чередниченко, П.А. Хваль, И.М. Дорошева // Вестник Нижегородской медицинской академии. – 2021. – № 10. – С. 120–132.
13. Щепоткина, С.М., Гольцева, А.А., Переделкина, И.М. Субъективное здоровье как показатель психологического состояния личности: теоретико-методологические аспекты исследования / С.М. Щепоткина, А.А. Гольцева, И.М. Переделкина // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 13. – С. 68–80.
14. Юрченко, В.В., Полонский, А.В., Храмова, И.М. Психологические особенности пожилого возраста: история и современные исследования / В.В. Юрченко, А.В. Полонский, И.М. Храмова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития возрастной психологии в России и за рубежом». – Екатеринбург: Уральский государственный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. – С. 106–120.